Как и обычно, в преддверии начала учебного года, к нам обращаются заказчики из различных учреждений начального и среднего образования с предложениями по поставке нашим проектом Labor-Microscopes® некоторого (обычно, довольно большого) количества микроскопов – для их оснащения. Первичные технические требования таковы – это должны быть, в первую очередь, простые, но надёжные микроскопы. Они должны обладать «высокой степенью устойчивости» потому что использоваться будут детьми младшего и среднего (школьного) возраста. И, конечно, такие микроскопы должны быть неприхотливы в эксплуатации, и, главное – дешёвые.
Наши потенциальные клиенты иногда обижаются на нас – когда мы отказываем в поставке таких микроскопов. Мол, что ж вы, профессионалы в разработке и использовании световых микроскопов, а не хотите браться за решение такой «простой» задачи... На деле, не всё так просто, не случайно, «простой» мы взяли в кавычки, объясним почему.
На фотографии показан весьма милый и привлекательный микроскоп прямой конструкции. Но, действительно, ли он может в полной мере отвечать всем тем требованиям (специфическим), которые предъявляются в образовательной сфере для обучения азам (биологии) детей и школьников? Конечно же, НЕТ. Именно поэтому мы, как правило, не берёмся за исполнение заказов по поставке таких или подобных микроскопов в школы и другие учреждения начального и среднего образования.
Рассмотрим, как пример, один из технических параметров микроскопа. Кто-то очень авторитетно заявляет, что МОНОКУЛЯРНЫЙ микроскоп – как раз и есть наиболее совершенный и «наименее травмоопасный девайс». Но, ведь простая логика подсказывает, что это не так. Человек ведь (тем более, ребёнок с его неокрепшим зрительным и нервно-психическим аппаратом) наблюдает мир двумя глазами – в обычной жизни (тезис о том, что исследования ребёнка на микроскопе кратковременны – тоже не корректен, можно попробовать 15-20 минут походить с одним закрытым глазом, «очень быстро сами всё поймёте»). Очевидно, применение монокулярного микроскопа провоцирует развитие косоглазия – это же «как дважды два», кроме того, происходит явная дезориентация человека в пространстве.
Задавать риторический вопрос – почему поставщики всех мастей предлагают, в основном, монокулярные микроскопы для школ и других образовательных учреждений, особого смысла нет, агрессивный рынок диктует свои правила, здесь «не о здоровье речь», такие микроскопы наиболее дёшевы их «и сломать-то не жалко», чтобы купить новенькие, ещё более «красивые и милые».
У наших специалистов имеется некоторый опыт по разработке стереоскопического микроскопа для использования в сфере начального и среднего образования. Скажем прямо, результат получился отрицательным. Нам не удалось разработать конструкцию, действительно, «честного» микроскопа, чтобы были выдержаны хотя бы основные требования по центрированию, юстировке, качеству изображения и другие. В заданном объёме бюджета нашим конструкторам и технологам не удалось «даже приблизиться» к нужным характеристикам по надёжности и «устойчивости конструкции» при начале и эксплуатации по времени такого микроскопа. Уверены, что не возможна такая разработка и другими проектировщиками, будь они немцы, китайцы или японцы. Заявляем вполне ответственно, что представленные сегодня на рынке дешёвые (монокулярные) микроскопы – практически, совершенно не пригодны для использования. Тем более, для детей, когда от микроскопа требуются максимальные возможности по ИНДИВИДУАЛЬНОЙ юстировке под конкретного пользователя в конкретный промежуток времени
.
Это не шутки, это вопрос сохранения здоровья пользователя, своеобразное «не навреди», поставщики оборудования должны это понимать и «делать выводы», насколько честно они поступают, предлагая то или иное оборудование в школы и другие учреждения начального и среднего образования.
Хотя, конечно, этот материал, адресован не поставщикам, а именно ЗАКАЗЧИКАМ такого оборудования, не случится ли так, что «милые и привлекательные» микроскопы, «аля познавательная игрушка», несут серьёзную опасность детям? Никого не собираемся «учить или советовать», это, всего лишь наше мнение, которое можно игнорировать. Но, всё-же, наверное, не стоит гоняться за микроскопами (монокулярными, в частности), пытаясь приобрести их за минимальную цену. По нашему убеждению (и как подсказывает здравый смысл) микроскопы для детей младшего и среднего возраста должны, быть не самыми конструктивно простыми и дешёвыми, а должны обладать возможностями (хотя бы минимальных) индивидуальных настроек и юстировок. Например, очевидно, это должны быть бинокулярные микроскопы с возможностью регулировки межзрачкового расстояния по глазной базе исследователя. Также внимание следует уделять качеству осветительной системы микроскопа, это тоже очень серьёзный параметр микроскопа.
Специалисты нашего проекта готовы объяснять и разъяснять любые технические аспекты проектирования и эксплуатации световых микроскопов. Вопросы выбора микроскопа, настройки, юстировки, особенностей использования. Маленькие хитрости и «большие секреты» микроскопирования, Комплектация объективами, окулярами, другими узлами и дополнительными устройствами микроскопа – в соответствии с главным принципом – «не навреди».